воскресенье, 24 августа 2008 г.

Юкагир 03



Как-то в один из свободных дней оказался на перевале (примерно 1070 метров) у Юкагира. День был так себе. Солнце иногда выглядывало или наоборот иногда пряталось. Облака приподнялись, обнажив вершину, которая была укутана в них с самого утра. "Пойду, поснимаю" - сказал я себе. Пса оставил в машине - тяжело ему приходится при спусках по каменным осыпям. В последствии я сказал боженьке спасибо, что надоумил меня сирого - угробил бы собаку (или вернулся бы гораздо раньше, что скорее всего). На спину фоторюкзак, на грудь небольшой кофр (как говориться: нищему собраться - только подпоясать- ся!) и пошлёпал спокойненько. Никогда не интересовался альпинизмом и всякими там восхождениями. Поэтому нам - крестьянам не известно как там правильно шагать, дышать, отдыхать! Просто со временем сложились свои правила подъёма. Здесь нет таких высот (ну кроме может Аборигена и иже с ним), подъём на которые составил бы более 2-3 часов. А это время можно пройти без большого отдыха. Шагаю серпантином небольшими шагами, каждый раз поднимая тело на фиксированную высоту. Если склон пологий - можно сделать шаг длиннее, если круче - шаг мельче. Мне, к примеру, так легче поймать ритм. Сначала под ногами мох. Не-на-ви-жу его на подъёме! Слишком высоко приходиться ноги задирать, а это 30-40% энергии растраченной вхолостую. Но здесь его слой совсем тонкий и по щиколотку даже не проваливаюсь. А вскоре и вообще только вид и шуршание под ногами выдавало его присутствие. Иду по центральному отрогу шириной порядка 200 метров внизу и, постепенно сужающимся (до 20 метров в конце моего маршрута). После мха пошёл мелкий плоский камень, хорошо слежавшийся на грунте. Ну просто чешуя дракона! Это единственное место, где была земля. А дальше пошёл камень. Разный. Сначала ещё удавалось придерживаться темпа, но постепенно всё больше времени стало уходить на выбор оптимального и безопасного маршрута. Это уже стало превращаться не в подъём, а какое-то карабканье и ползание в плоскости, стремящейся к вертикальной. В принципе изначально не стояло цели быть наверху, а только приподняться, установить штатив, "пощёлкать" маленько. Но какой-то маленький и противный чёртик нашептал: "А вдруг". Репера я уже давно не видел. Его закрывала стена из камня. Солнце тоже на какое-то время закрыла нависшая гряда. Хуже всего было то, что всё это каменно-глыбовое нагромождение было очень неустойчивым. Нет, были, конечно, крепкие останцы, на которых и держалась вся эта инертная масса. Но всё остальное просто дышало. А ещё здорово мешал рюкзак. Не весом, а объёмом. Мне уже не удавалось развернуться, чтобы рюкзак прошёл со стороны горы. На высоте 1490 метров я упёрся в каменную стену-монолит. Видимо этот останец и послужил отправной точкой отрога. Слева и с права вниз в распадки уходили каменные реки.
Следует отметить, что весь "каменный" подъём проходил ближе к левому краю и я часто оказывался совсем рядом с обрывом. Интерес вызвало само строение перехода отрога в распадок. На краю скопились крупные глыбы этаким поребриком (или бордюром – кто как привык), от двух до пяти метров шириной, которые удерживали более мелкие фракции (если так можно назвать камни весом в 50-100 кг.), не давая им скатиться. Поднимаясь, я часто оказывался у этого обрыва. Так и тянуло налево!
Сейчас, стоя под стеной, я видел слева совсем рядом обрыв в распадок. Протиснувшись в правую сторону заглянул за угол. Тут тоже была каменная осыпь, уходящая в правый распадок, с углом подъёма более крутым, чем мне до этого приходилось преодолевать. Встал вопрос: оставить рюкзак здесь и продолжить или прекратить восхождение. Оставлять за спиной обязательную точку посещения при спуске не хотелось. Неизвестно как там дальше повернётся. Были ещё два аспекта, на которые трудно не обратить внимание.
Первое - отсутствие стимула. Я был один и снимать с вершины панорамы это, конечно, хорошо, но не интересно. Ведь в первую очередь хотелось бы поделиться впечатлениями и эмоциями. Снять эти эмоции, а не картинку с высоты превышающей крейсерскую высоту вертолёта. Хотя, наверное, я бы справился с этой "бедой". Ведь и раньше я бывал один на вершинах.

А вот второй аспект обойти стороной довольно трудно. Безопасность. В одиночку, на этом склоне риск возрастал постоянно по мере "набора высоты". На достигнутой отметке он уже становился критическим. Случись что - помощь не придёт. И даже если бы случилось чудо и меня услышали, помощь поспевала бы ко мне 5-6 часов, а это, как я понимаю, время начала процесса синдрома длительного сдавливания. Не, лет двадцать назад я бы даже не задумывался о таких вещах и, пожалуй, зубами бы цеплялся и пёр напролом!
Решение принято. Осталось зафиксировать высоту и время. В этот день забыл часы и поэтому полез за сотовым телефоном. Каково же было моё удивление когда он сообщил мне о доступности сети. Пусть это был всего один "столбик", в таких условиях связь на уровне SMS уже много. Не знаю, как бы всё повернулось, достань я телефон на пять минут раньше! Время безостановочного подъёма с перевала составило 1 час 35 минут. Высота, как я уже говорил - 1490 метров.

Комментариев нет: